Среда, 4 сентября 2019   Подписка на обновления  RSS  Сообщить о событии
Дмитрий Есипчук, старший тренер по спортивной ходьбе Челябинской области: «Дети устроены по-другому»
11:29, 22 марта 2017

Дмитрий Есипчук, старший тренер по спортивной ходьбе Челябинской области: «Дети устроены по-другому»


Спортсмен не должен показывать высокие результаты в детском возрасте. Это не полезно для здоровья и не показательно для его профессионального развития, считает мастер спорта международного класса Дмитрий Есипчук. За плечами тренера спортивной школы олимпийского резерва № 2 по легкой атлетике имени Л.Н. Мосеева – яркое спортивное прошлое. Рекордсмен Челябинской области в спортивной ходьбе на двадцать километров, чемпион России 1997, 1998, 1999, 2001 годов, в составе сборной команды России обладатель Кубка мира по спортивной ходьбе в 1999 году, бронзовый призер Кубка Мира в 2006 году, чемпион Кубка Европы в 2001-м. Чем интересна для профессионального спортсмена тренерская работа, почему он не берет на тренировки телефон и с какой целью в его группы приходят шестнадцатилетние школьницы, я узнала из беседы с Дмитрием Ивановичем.

У ребенка должно быть детство
– У ребенка должно быть детство. Это утверждение ни у кого не вызывает сомнения, но в спорте бывает иначе. Слишком инициативные и целеустремленные родители зачастую воспринимают сына как средство достижения рекордов и не жалеют для его профессионального развития собственного времени и финансов. Но такие усилия способны «подсадить» детское здоровье, и карьера юного легкоатлета может закончиться, так и не начавшись. Когда пятилетнего ребенка приводят в наш спорт, я боюсь. Спортсмен не должен показывать высокие результаты в детском возрасте.

– Когда появляются первые серьезные результаты в спортивной ходьбе?

– Если подросток к четырнадцати-шестнадцати годам не вышел к определенным результатам, вряд ли можно говорить о профессиональном спорте в отношении этого человека в будущем. Как правило, к восемнадцати-двадцати годам легкоатлеты определяются с профессиональной принадлежностью. К слову, в феврале этого года порадовал мой воспитанник Захар Быконь, стал мастером спорта. Я вел его с пятого класса, сейчас молодому человеку девятнадцать лет. Когда брал в группу, он ходил-то не совсем правильно, и только через восемь лет занятий начал показывать результаты. И это нормально, такое развитие спортсмена заложено в процессе обучения изначально. Спортсмен должен вырасти, как физически, так и «головой» для того, чтобы прийти в большой спорт надолго, а не однодневкой.

– То есть в школе по легкой атлетике работа с ребенком ведется только с возраста, минимально допустимого в этом виде спорта?

– Не обязательно. Кто-то может спохватиться позже. Устав от бесконечного сидения дочерей в соцсетях, родители ведут ко мне девочек пятнадцати, шестнадцати лет. Говорят: «Дмитрий Иванович, возьмите на занятия, пусть спортом займется!» – «А цель-то какая? – интересуюсь у взрослых. – Фигуру в порядок привести?» В ответ слышу истории о том, что ребенок буквально врос в компьютер, общение в сети заменило реальность, и заставить дочь лишний раз выйти на улицу стало настоящей проблемой. На самом деле ребенку важно изначально понимать цель таких занятий: будет это физкультура или серьезный спорт. В любом случае, в школе действуют оба подхода в работе с воспитанниками, но минимальные нормативы должны выполняться.

– Кто в таком случае будет заниматься с шестнадцатилетними подростками, засидевшимися за компьютерами?

– Думаю, нужно дробить деятельность спортшкол и более тщательно их специализировать. Как в советские времена были разные ступени спортивной занятости детей, начиная от кружков при ЖЭКах и специализированных школ и заканчивая центрами олимпийской подготовки при Министерстве спорта, где формируются сборные команды. Тренеры специализированных учреждений и сегодня могли бы курировать начальный уровень подготовки, отсматривать детей в кружках и приглашать их в СШОРы для профессионального развития. И сегодня можно вернуться к тому количеству уличных спортивных площадок, которые действовали в Челябинске в былые годы. А сейчас что? На северо-западе Челябинска растут целые кварталы новостроек, но при этом ощущается острейший дефицит площадок для занятий и спортивных школ. И потом, сегодня у ребенка появилась очень весомая альтернатива спорту: круглосуточные мультканалы по ТВ, компьютеры, планшеты, мобильные телефоны с играми.

– На твоих тренировках дети не играют в телефон?

– Нет. Я и сам его не беру. Стараюсь проводить тренировку так, чтобы каждый ребенок был задействован в ней каждую минуту. А добиться этого можно только тогда, когда сам полностью погружен в процесс. Я переодеваюсь и занимаюсь вместе с детьми. Если ты с ними не поиграешься, если не покажешь на себе каждое упражнение – тренировка ломается. В этом году я набрал младшую группу, начинаю готовить их к нашим нагрузкам.

– Насколько понимаю, набор прошел в сентябре. А в марте они только готовятся к нагрузкам?

– Спортивная ходьба – тяжелый вид спорта. По энергозатратам он находится на одной ветке с лыжами. Это факт! В работе участвуют все группы мышц. Наш вид спорта сочетает в себе элементы координации и выносливости. К тому же легкая атлетика очень разносторонний вид спорта и является базовым для многих видов спорта. Ребенку на начальных этапах тренировочных занятий нелегко собрать все это воедино. Поэтому детей нужно подводить к нашим тренировкам постепенно: выстраивать координацию, физику, чтобы ребенок сформировался, окреп. Это не молниеносный процесс. Мои ребята ходят, не до конца понимая, куда они попали, что им предстоит. Пока у них цели другие.

Пытаемся найти золотую середину

– Дмитрий, ты знаешь процесс подготовки спортсмена изнутри до мельчайших подробностей, обладаешь богатым опытом участия и побед на соревнованиях мирового уровня. Эти знания полезны в сегодняшней системе обучения или приходится постигать новые правила, методики и приемы воспитания спортсменов?

– Конечно, время идет, тенденции в спорте меняются. Даже если отмотать назад лет пятнадцать-двадцать, разница в подходе к тренировкам чувствуется. Они стали более интенсивными. Тяжелее ли? Судить об этом сложно. Раньше можно было выиграть чемпионат мира, олимпийские игры на сегодняшнем уровне мастера спорта. Представляешь, какое смещение, какой прогресс? Сейчас больше идет мягкая ходьба, она и визуально лучше смотрится как более грациозная. Раньше техника была жесткая, угловатая. Соответственно, в те годы делали большие тренировочные объемы, а сейчас мы пытаемся увязать объем и интенсивность. Пытаемся найти нужное соотношение, золотую середину. Направишь все усилия на то, чтобы за скоростью угнаться – в технике проиграешь, и наоборот.

– А на соревнованиях появляются какие-то нововведения?

– Бывает. Как правило, новшества апробируют на детях, на юниорских чемпионатах. Недавно пытались ввести штрафной круг, как на биатлоне. На лыжах можно сделать дополнительный круг по лесу, а у нас соревнования идут на уличных трассах. Это городское движение, которое нужно перекрывать, и введение дополнительных дистанций, увеличивающих дорожные пробки, оказалось не целесообразным. В итоге сделали «отстойник», где спортсмен за нарушение ждет свои минуты. Тяжело смотреть на это, честно говоря. Потом его выпускают, и он мечется по трассе. Конечно, сбивается ритм, но разумное начало в таком решении есть: человек немного остывает, если в процессе где-то увлекся, приводит в порядок технику. Сейчас испанцы разработали систему с датчиками в стельках. Она позволяет отслеживать фазу полета. Визуально отследить этот критерий сложно.

– В любом роде деятельности существуют моменты, морально устаревающие, которые часто тормозят развитие. В спортивной ходьбе есть такие проблемы?

– Пожалуй, да. Есть организация, которая периодически пересматривает разрядные нормативы. Например, квалификация юношеского разряда в ходьбе начинается с трех километров. А что такое три километра для ребенка? Это тяжелое испытание для детского организма. Федерации всех областей России бьются с этим показателем и каждый год отправляют в Москву письма о том, чтобы сократить дистанцию хотя бы до одного километра. «Да, мы рассмотрим», –  вежливо отвечает ведомство. Приходит новая квалификация – снова те же цифры. Итог – большое количество безразрядников в нашем виде спорта. Хотя очевидно, что для юного спортсмена выполнение нормативов, разрядов – двигатель для дальнейшего развития.

Не надо путать физиологию с талантом

– Дмитрий, не секрет, что определенные дети могут проявить себя в определенных видах спорта. Здесь имеют значение и телосложение, и психологические особенности, и, быть может, талант. Ты каким-то образом можешь определить «свой» контингент при наборе в группу?

– Физиологические задатки важны везде: как говорится, это либо дано, либо нет. Один ребенок бежит короткую дистанцию очень быстро, другой не может «перебрать» – причина в изначальной предрасположенности. Ее будет видно уже в десять лет. Если природой способностей не предусмотрено, ребенок в этом виде спорта скорее всего себя не проявит. Причем речи о таланте здесь не идет. Талант для меня – другое. Им обладают люди, которые буквально во всем могут себя проявить. Поэтому, когда восхищаются десятилетним ребенком: «Талант! У него все на тренировке получается, ему легко…» – я говорю: «Ребята, это физиология. Не надо путать физиологию с талантом». Настоящих результатов добиваются только своим трудом, не жалея себя. Это всегда побеждает. Загвоздка природных данных в том, что у малыша нет необходимости напрягаться для достижения результата. Но рано или поздно он вырастает и приходит во взрослый спорт, где сверстники сознательно развили в себе определенное качество, стремясь чего-то достичь и добиться. Вот тогда ты им уступишь. Воссоздать былую легкость не получится, а ты уже психологически зависим от состояния успеха, который воспринимается как норма. Вместо того чтобы трудиться и работать, ждешь, что снова получится само собой. Такие дети чаще всего не выдерживают психологически. Уходят, следуя принципу «пусть лучше я буду никем, чем последним».

– Что ты как тренер можешь предпринять в таком случае?

– Моя задача – научить ребенка ставить цели, трудиться и добиваться их. Это очень полезно для будущей взрослой жизни. Понятно, что среди тех, кто приходит в спорт ребенком, чемпионами становятся единицы. Но благодаря спорту людям в будущем легче структурировать возникающие проблемы, находить в себе и окружающем мире ресурсы для их решений.

Работа тренера – не только методика, но и импровизация

– Дмитрий, кто для тебя те маленькие люди, на которых тратишь свой рабочий день?

– Наверное, это люди, близкие мне по духу. Мы с полувзгляда понимаем друг друга. Когда ты занимаешься из года в год с ребенком, прорастаешь связями, и он становится родным. Ты с ним везде: на тренировке, в спортивном лагере, на соревнованиях. В школе я совмещаю тренерскую и административную работу, поэтому поддержать ребят на чемпионатах получается не всегда. В ход идет законный отпуск. Интересно, что даже те, кто закончил обучение, не теряются, связи остаются. И еще у этих маленьких людей есть семьи, это мощнейшая подпитка наших результатов. Для ребенка крайне важно, чтобы родители принимали участие в спортивной жизни. Когда взрослые проникаются результатами, у ребят появляется другое отношение к тренировкам. Когда воспитанник выполняет норматив, звонят родители. Их переполняет чувство гордости за сына, чувство благодарности тренеру: «Дмитрий Иванович, за сына спасибо!» Слышать слова благодарности за свой труд, конечно, очень приятно.

– Что лично тебе дает тренерская работа?

– Я всегда говорю, что тренерская работа для меня – это хобби. В этом году набрал детей – и понял, что мне с ними интересно, понимаешь? В каком бы состоянии ты не пришел на тренировку, они тебе поднимут настроение. В них немеряно положительной энергии! Если ты начал занятие, полтора часа пролетает за один миг, и ты меняешься, в тебе появляется столько положительного. С ними живешь на тренировке, начинаешь свободно дышать. Наверное, это и стимулирует главным образом. Все-таки работа тренера – однозначно творческая. Это не только методика, но и импровизация. Просто проводить тренировки в определенном режиме не интересно и монотонно. Это как раз прерогатива взрослых спортсменов, которые понимают, что должны выполнять набор последовательных телодвижений. Это осознанная работа, и ты как профессионал должен справиться с ней. А дети устроены по-другому.

– Наверняка в группе есть дети, которые пришли стать чемпионами. Они готовы трудиться над собой, идти на дополнительные занятия, тренироваться вместо завтрака… Что нужно вложить в их головы прежде, чем отправить на первые соревнования?

– Вот здесь ты права. Иногда приходят дети, зацикленные на спорте, на достижениях. Здесь следует иметь в виду: когда человек попадает в спорт, он должен обладать здравым смыслом. Когда человек в спорте весь, до самой последней молекулы – тоже нехорошо. Нельзя замыкать всю жизнь на одном виде деятельности. Никто из нас не застрахован от неудач. А как с ними справляться, если ты полностью зациклен на достижении результата, для тебя не существует другой жизни? Всегда должен быть дополнительный ресурс, на который можно при необходимости отвлечься. Ты замечала, что мечты сбываются, когда к ним относишься с легкостью? Когда можем их отодвинуть и жить полноценной жизнью, получать удовольствие от каждой минуты. Ситуации нужно уметь отпускать от себя, это главное. Чтобы мечта реализовалась – она должна быть не в эпицентре реальности, а так, присутствовать на расстоянии вытянутой руки.

Да, детей, которые знают все про свой вид спорта – кто является ведущим спортсменом, какие результаты у десяти лидеров мира, – не нужно мотивировать на соревнования. Но нет в них соревновательной легкости. Любые состязания – это колоссальная психологическая нагрузка, и побеждает тот, кого не захватывают эмоции, кто может трезво оценить ситуацию и вовремя отреагировать на рывок соперника. Такова психология победителя. Но закладывается она, как ни парадоксально, не у финишной черты, а в первые годы занятий, когда десятилетний школьник даже не задумывается о спортивных рекордах.


Обсуждение: 10 комментариев
  1. Илья_99:

    Согласен, детство быть должно. Дмитрий, а скажите, что делать, если ребёнок говорит: мне тяжело, я больше не могу заниматься? А в это время несколько лет и наших денег уже отдано спорту. Это все зря? Может ли он передумать? Стоит ли настаивать на своем?

    Ответить
    1. Дмитрий:

      Илья, я бы Вам посоветовал как минимум сделать паузу для ребёнка или переключиться на другой вид деятельности… В любом случае, вы снимите психологическое напряжение с ребёнка, от которого у него в дальнейшем могут возникнуть проблемы с психикой.

      Ответить
  2. Раиса Петровна:

    Я и не знала что в нашем городе столько различных спортивных секций. и такая спортивная молодежь. Ребята спортсмены, вы молодцы!!!! все без исключения. а тренерам большой поклон за их труд и терпение.

    Ответить
    1. Дмитрий:

      Спасибо за ваше неравнодушие к проблемам спорта. А ваши оценки — это и есть благодарность на наш труд…

      Ответить
  3. Татьяна:

    Какие красивые дети на фото! У них есть цели и задачи, и это видно! Да, трудно, да времени не хватает, но они этим живут. Дмитрий, а вот у Вас были такие моменты, когда хотелось бросить спорт и быть как все мальчишки? Идти с друзьями на природу вместо того, чтобы ехать на соревнования? У меня сын сейчас в том возрасте, когда уже начинают с девочками встречаться. А у нас — то тренировки, то соревнования. Иногда слышу что-то типа: вот День города через неделю, а я опять уезжаю… Но чтобы бросить речи пока нет)

    Ответить
    1. Дмитрий:

      В то замечательное время, когда я начинал заниматься спортом, именно так и проводили свое свободное время мальчишки)). И это считалось хорошим тоном… Спорт это, конечно же, не сахар, но это жизнь тех детей, которые в нем. И надо стремиться им помогать и всячески поддерживать их увлечение. Будьте с ними рядом, и они вам будут благодарны за это всю жизнь…

      Ответить
  4. Ира:

    Просто отлично, что есть такие люди, посвящающие себя развитию детей. Именно на таких, считаю, и держится, сила и дух нации. Низкий вам поклон, тренер! Думаю, каждый родитель мечтает, чтобы у его ребенка был такой учитель — в спорте, музыке или в школе, неважно, главное, чтобы рядом, кроме мамы и папы, были взрослые мудрые друзья.

    Ответить
  5. Нина:

    Я вот так и не поняла, какой идеальный возраст, чтобы начать заниматься спортивной ходьбой? В статье прозвучало, что пять лет — это рано, а четырнадцать — поздновато. Так когда же в самый раз?

    Ответить
    1. Дмитрий:

      Для начала занятий спортом, считаю возраст 9-10 лет оптимальным.Это тот возраст, когда ребенок уже имеет определенные координационные навыки и легче обучается движениям. К тому же довольно быстро восстанавливается от нагрузки, хотя нужно смотреть все индивидуально.Все же у каждого ребенка разное развитие и здоровье.

      Ответить
      1. Юлия:

        Вот-вот, развитие решает и мотивация, даже не здоровье. Как я вижу своего первоклашку, ему бы было бы просто скучно почти любой спорт. Ращзве что парный типа большого тениса. Он очень компанейский ребенок и обожает музыку. Если уж вести с дальним прицелом на большие достижения, то на танцы.

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Детский спорт в Челябинске
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru